Обзор антикоррупционного законодательства

 Республики Беларусь

 

Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Согласно Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (статья 1 Закона).

Государственные должностные лица, занимающие ответственное положение, - Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, Парламенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, иные государственные должностные лица, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители; начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители (за исключением капитанов морских или речных судов, командиров воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, и их заместителей), следователи; руководители органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенных, налоговых органов и их заместители;

лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), - члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов; граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящей статьи; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

 

Система мер борьбы с коррупцией (статья 5 Закона)

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;

совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

проведения мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);

обеспечения гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено актами законодательства;

восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

предоставления в установленном законодательными актами порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией;

применения процедур приема на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;

принятия кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих и иных государственных должностных лиц;

недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных актами законодательства;

проведения в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов, ранее принятых (изданных) правовых актов, а также криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;

упрощения административных процедур и сокращения их числа;

вынесения на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;

организации антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

 

В соответствии со статьей 9 Закона государственные органы и организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона).

Обязанности государственных органов, иных организаций и их должностных лиц и граждан Республики Беларусь (статья 11 Закона)

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией.

Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

Предоставление сведений и документов, содержащих государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Проведение открытых конкурсов и аукционов (статья 15 Закона)

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;

о распределении квот;

о выборе поставщиков для государственных нужд;

о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь

Обязательство государственного должностного лица (лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица) (статья 15 Закона)

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона о борьбе с коррупцией, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц (статья 17 Закона)

Государственное должностное лицо не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.

Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

Обязанности кадровой службы (статья 16 Закона)

Кадровая служба оформляет в письменной форме обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица.

Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной государственной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь

Виды правонарушений согласно Закону (статья 37 Закона)

Коррупционными правонарушениями являются:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  • мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

 

Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг (статья 40 Закона)

Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Порядок сдачи, учета, хранения, оценки и реализации такого имущества определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При невозможности сдачи имущества по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить в республиканский бюджет стоимость работ, услуг, которыми оно незаконно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства.

Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства и поступившие на банковский счет супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость работ, услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость работ, услуг, полученных с нарушением этого порядка, - перечислению в республиканский бюджет.

 

Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции (Статья 39 Закона):

Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательными актами.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе

 

Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений (статья 41 Закона)

Решения, принятые в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.

Физическое или юридическое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результате принятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном поряд

 

Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (статья 42 Закона)

Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами.

По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.

 

Обязанности и ответственность руководителей организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией (статья 43 Закона)

Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

принимать установленные настоящим Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией;

привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;

информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.

Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Ответственность

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

                                                                                             

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

коррупционных преступлений

 

 

  1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).
  2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.3 ст. 228 УК).
  3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК).
  4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 2901УК).
  5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК).
  6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК).
  7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК).
  8. Служебный подлог (ст. 427 УК).
  9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).
  10. Получение взятки (ст. 430 УК).
  11. Дача взятки (ст. 431 УК).
  12. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).
  13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК).

            14.Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

 

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Извлечение:

Статья 9.6. Отказ в предоставлении гражданину информации

Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права‚ свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 9.13. Hарушение законодательства об обращениях граждан

Нарушение законодательства об обращениях граждан – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Статья 9.26. Нарушение законодательства об административных процедурах

Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами для выдачи им справок либо иных документов сведений и (или) документов, не предусмотренных законодательством, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления сведений и (или) документов, необходимых для выдачи справок либо иных документов, сроков выдачи справок либо иных документов, а равно неправомерное взимание платы за выдачу справок либо иных документов– влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Статья 21.17. Нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов

1.Непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем подрядных торгов в соответствии с законодательными актами при заключении договоров на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь от 3000 до 50000 базовых величин – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин.

  1. Те же деяния при стоимости строительства объектов от 50000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в части 1 настоящей статьи,– влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от пятисот до тысячи базовых величин.
  2. Финансирование должностным лицом строительства объектов, в том числе их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 23.82. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, а равно неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо нарушение срока и порядка выдачи такого специального разрешения (лицензии), либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 23.83. Нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов

Нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 23.84. Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи

  1. Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов – влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин.
  2. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин.
  3. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, –влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости.
  4. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, – влечет наложение штрафа в размере от ста до ста пятидесяти базовых величин.

 

Указ Президента Республики Беларусь № 300 от 01.07.2005г.
«О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»

Извлечение:

  1. Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Извлечение:

Статья 204. Отказ в предоставлении гражданину информации

Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной такой информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, – наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 208. Вымогательство

  1. Требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне (вымогательство), –наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Вымогательство, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо под угрозой убийства или причинения тяжкого телесного повреждения, либо соединенное с уничтожением или повреждением имущества, либо с целью получения имущественной выгоды в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  3. Вымогательство, совершенное организованной группой, либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо повлекшее иные тяжкие последствия, либо с целью получения имущественной выгоды в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

  1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 211. Присвоение либо растрата

  1. Присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Те же деяния, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 232. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 235. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем

  1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Примечания:

  1. Исполнитель преступления, посредством которого приобретены материальные ценности, не подлежит уголовной ответственности за деяния, указанные в настоящей статье, в случае приобретения им таких материальных ценностей в результате совершения:

1) преступлений, предусмотренных статьями 225, 231, 243 настоящего Кодекса;

2) иных преступлений, если он не использовал такие материальные ценности для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.

  1. Лицо, участвовавшее в легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном и способствовало раскрытию преступления.

Статья 236. Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем

  1. Заранее не обещанные приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, при отсутствии признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, – наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Те же действия, совершенные повторно либо в крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Глава 35. Преступления против интересов службы

Примечания:

  1. Должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями настоящей главы. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.
  2. Крупным размером (ущербом в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины.
  3. Не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное в качестве взятки или незаконного вознаграждения лицами:

1) оказавшимися в состоянии крайней необходимости, в силу чего были даны взятка или незаконное вознаграждение;

2) которые до передачи предмета взятки или незаконного вознаграждения добровольно уведомили органы уголовного преследования о вымогательстве взятки или незаконного вознаграждения и в дальнейшем способствовали изобличению получателя взятки или незаконного вознаграждения.

  1. Преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, признаются совершенными повторно, если им предшествовало совершение любого из перечисленных преступлений.

Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями

  1. Исключена.
  2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), – наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 425. Бездействие должностного лица

  1. Исключена.
  2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий

1 Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  1. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, – наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 427. Служебный подлог

  1. Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Те же действия, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок от одного года до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 428. Служебная халатность

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо незаконные отчуждение или уничтожение государственного имущества, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе при его разгосударствлении или приватизации, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430. Получение взятки

  1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431. Дача взятки

  1. Дача взятки – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
  2. Дача взятки повторно либо в крупном размере – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
  3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве

  1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) –

наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

  1. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, – наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.
  2. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения

  1. Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

 

Утвержден:

 приказом ОАО «Дорстройиндустрия»

от  25.03.2013 № 65

(с дополнениями)

 

 

 

 

Перечень государственных должностных лиц

ОАО «Дорстройиндустрия»

 

  1. Генеральный директор, директор филиала;
  2. Главный инженер;
  3. Заместитель генерального директора, заместитель директора филиала;
  4. Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;
  5. Начальник, заместитель начальника отдела (службы);
  6. Начальник, заместитель начальника цеха (участка, мастерской);
  7. Мастер цеха (участка);
  8. Главные специалисты;
  9. Заведующий складом, хозяйством, архивом, канцелярией и т.д.;
  10. Лица, задействованные в закупочном процессе.